?

Log in

No account? Create an account
Голосование без избирателей
standreychuk
Со дня голосования прошло больше двух недель: действующий губернатор уже вступил в должность, поклялся "верно служить народу", председатель крайизбиркома сообщила, что нарушений не было, а досрочное голосование составило всего 5,6%, кандидаты и партии дружно признали результаты выборов. В общем, все хорошо. Теперь, когда нервы у всех, надеюсь, успокоились, можно поговорить и об объективной реальности. Ничего личного, только цифры.

Начнем с явки, которая на этих выборах составила 34,4%. В сравнении с предыдущими выборами губернатора это выглядит так:
Явка

Если сравнить с 2000 г., то оказывается, что на выборы губернатора стало ходить в два с лишним раза меньше избирателей. Здесь, конечно, нужно учитывать, что все предыдущие губернаторские выборы обычно совпадали с президентскими или еще какими-нибудь, но динамика все равно не очень радостная.

Впрочем, это характерно не только для нашего региона, но и для соседей. Вот результаты по явке на губернаторские выборы в Сибирском федеральном округе:
Республика Алтай - 54,2%
Алтайский край - 34,4%
Красноярский край - 31,3%
Новосибирская область - 30,7%

Но у Алтайского края все же есть особенность - это то самое досрочное голосование, которое, если верить Ирине Акимовой, у нас в регионе не очень велико. Если же пересчитать долю досрочников от числа пришедших на выборы, то цифра получается уже не столь успокаивающая. Особенно, если к ним добавить еще и "надомное" голосование

Привод_1

Барнаул в этой картине, как видите, заслуживает особого положения. Цифры могли быть еще больше, но почему-то самый населенный район города - Индустриальный - несколько саботировал важную работу по обеспечению легитимизации избрания губернатора

Привод_2

Досрочное голосование требует отдельного анализа. В настоящий момент мы ведем работу по сбору дополнительных актов к протоколам по тем участкам, где избиркомам пришлось считать досрочников отдельно. К сегодняшнему дню есть протоколы с 16 избирательных участков. По этим участкам мы посчитали отдельно результаты досрочного голосования, а затем провели процедуру "очистки" результатов итогового протокола: посчитали результаты только тех избирателей, кто голосовал непосредственно 14 сентября (в этих результатах остались еще "надомники", которых вычленить из итогового протокола невозможно, а результаты у них, как показывает опыт, будут сопоставимы с досрочным голосованием). У нас результат получился следующим

Досрочка
Почему избиратели-досрочники в едином порыве отдают голоса только за одного кандидата - оставим этот вопрос для тех, кто искренне считает это загадкой. Результат у победителя все равно впечатляющий, а оттого вопрос, зачем надо было насиловать людей и заставлять их идти голосовать, только укрепляется. Ответ, видимо, лежит в результатах явки непосредственно в день выборов, потому что 14 сентября на избирательные участки пришло неприлично мало людей, гораздо меньше, чем в 2004 году на "евдокимовские" выборы, когда жители края действительно верили, что могут как-то повлиять на свою жизнь
Явка в ДГ

В конце записи хочу поздравить весь штаб в краевой администрации с успешным окончанием миссии, они показали, как умеют работать. Правда, говорят, что заказчик все равно не доволен - маловато получил, у "пацанов"из других регионов значительно больше. Но это уже не наш повод для волнения.

Нам же с вами нужно подумать о другом: куда все это катится и насколько далек финиш.

Честных вам выборов!

Досрочный Алтай
standreychuk
3 сентября началось досрочное голосование на выборах губернаторов по всей стране, а уже 6 сентября Администрации Президента РФ  и Центральной избирательной комиссии пришлось публично сдерживать особо рьяные в этом отношении регионы: Санкт-Петербург, Алтайский край, Самарскую область и Татарстан. В части из этих регионов, как, например, в Самаре, досрочное голосование пока идет только в территориальных избирательных комиссиях (ТИК), но там уже выстраиваются очереди из избирателей, что, конечно, совершенно неестественно.

В Алтайском же крае, где досрочное голосование уже с 3 сентября проводится участковыми комиссиями (УИК), на некоторых участках за три дня проголосовало больше 100 человек, а на участке №29 – 230 человек. При этом уже на начальной стадии досрочное голосование сопровождается скандалами. Из разных районов поступают сообщения о принуждении избирателей к досрочному голосованию: сотрудники бюджетных учреждений, РЖД, студенты, проживающие в общежитиях университетов, курсанты БЮИ и прочие, прочие, прочие…

Для чего это делается? В Центризбиркоме утверждают, что местные власти «перегибают палку», чтобы спасти явку, которая в середине сентября по всей стране будет довольно низкой. Но это лишь одна из возможных версий. К сожалению, досрочное голосование дает массу возможностей для фальсификаций.

Как происходит сама процедура? Избиратель приходит в избирком и подает заявление о досрочном голосовании. При этом у комиссии сегодня нет права проверять причину, которую указывает избиратель (эта норма была отменена совсем недавно – в начале мая этого года). После этого избирателю выдается бюллетень, он голосует и вкладывает его в конверт, который запечатывается. На конверте ставятся подписи двух членов комиссии с правом решающего голоса и наблюдателей, если те пожелают. Конечно, в дни досрочного голосования на участках наблюдателей, как правило, нет. Поэтому на практике на конверте ставятся подписи лишь двух членов комиссии.

До этого момента с вашим бюллетенем ничего страшного не происходит. Волшебство начинается после ухода избирателя. Магия, которая заставляет вашу «галочку» перетечь от одного кандидата к другому очень проста. Вы, наверное, уже понимаете, что для двух коррумпированных членов избиркома нет никакой проблемы вскрыть конверт и вложить в него новый бюллетень. Проблема заключается в том, куда деть ваш бюллетень с «неправильным» голосованием. И тут на помощь приходят те избиратели, которые обычно не посещают выборы. А иногда и просто «мертвые души» (Гоголь в этом смысле – действительно вечный писатель). Любой опытный председатель избиркома знает тех избирателей, которые на выборы, скорее всего, не придут. Если сам не знает, то ему подскажут старшие товарищи из вышестоящей комиссии. За этих избирателей заполняются заявления, ставятся подписи, а ваш бюллетень, в который доставляется еще одна – две пометки, делающие его недействительным, отправляется в новый конверт. В результате «досрочники» либо в едином порыве голосуют за нужного кандидата, либо зачем-то портят бюллетени.

Есть и еще один способ, более экзотический: попытаться подложить вынутый из конверта бюллетень в стопку неиспользованных, а в конце дня попытаться их погасить. Но это рискованно, поскольку, если наблюдателям удастся поймать такого волшебника, то тому грозит несколько лет тюрьмы. За 2011 – 2014 годы уже 73 человека осуждены по уголовным статьям за фальсификации выборов. Часть из них получила реальные сроки. Среди осужденных 34 председателя комиссий, 2 заместителя, 11 секретарей комиссии, 5 работников местных администраций и т.д. К 4 годам лишения свободы за фальсификацию выборов приговорен, например, и.о. мэра Кинешмы (Ивановская область). На Сахалине по 2,5 года получили 2 председателя УИК. Этот список можно продолжать долго и, вполне возможно, что после 14 сентября он пополнится. Не хотелось бы, чтобы он был пополнен кем-то с Алтая.

К счастью, есть способ проконтролировать досрочное голосование. Федеральное законодательство предусматривает, что в случаях, если на участке более 1% избирателей проголосовало досрочно, то любой наблюдатель или член комиссии может потребовать их отдельного подсчета и составления приложения к итоговому протоколу с его результатами. В таком случае, можно проанализировать данные и придать их публичной огласке в случае сильного расхождения с обычным голосованием. Думаю, что в Алтайском крае такую процедуру тоже придется запускать.

Честных вам выборов!

ФоРГО призывает губернаторов перестать заниматься имитацией выборов
standreychuk
Сегодня получил пресс-релиз из Фонда развития гражданского общества Константина Костина. Авторы напрямую связывают поддержку программ развития региона с готовностью губернаторов идти на честные и прозрачные выборы. В этом плане интересен абзац с упоминанием Алтайского края.

Привожу текст целиком

ФоРГО поделился сценариями и прогнозами на предстоящие выборы

14 сентября 2014 года на прямых выборах будут избираться высшие должностные лица 30 субъектов Российской Федерации. Это, своего рода рекорд – никогда прежде не избирали сразу столько губернаторов в один день голосования. выборах участвуют 136 кандидатов от 24 партий и двое независимых кандидатов, - говорится в Докладе ФоРГО, опубликованном на сайте Фонда. (http://civilfund.ru/mat/view/66)

Статистика, приведенная в Докладе, говорит о том, что больше всего кандидатов зарегистрировано от партии ЛДПР – 29. На втором месте ЕР – 28. КПРФ с 24 кандидатами на третьем. Превосходство парламентских партий над малыми обусловлено объективно. В этой связи бросается в глаза лишь явное отставание «Справедливой России», которая – по различным причинам – участвует лишь в 17 кампаниях. Что касается малых партий, то среди них особенно выделяются «Патриоты России», у которых 7 кандидатов. У «Гражданской Платформы» - 4, у «Зеленых» - 3, прочие же смогли выставить и довести до регистрации одного-двух кандидатов.

Авторы Доклада обращают внимание, что ни один кандидат РПР-ПАРНАС и «ЯБЛОКА» не смог зарегистрироваться.

Выборы проходят в обстановке консолидации подавляющей части российского общества вокруг действующей власти, вокруг Президента Владимира Путина. Новую повестку сформировал ряд важных внешне- и внутриполитических событий, в первую очередь возвращение Крыма в состав России, события на Юго-Востоке Украины и беспрецедентные попытки давления на наше государство, предпринятые западными странами. Это обеспечивает кандидатам власти дополнительный электоральный бонус.

В Докладе особое место уделяется открытости и конкурентности проходящих выборов. «Выборами решается крайне важный вопрос доверия к государственной власти на уровне субъекта. И поддержка гражданами действий губернатора, который прошел через публичную процедуру выборов, имеет огромное прикладное значение в решении практических вопросов. Это, пожалуй, главный аргумент в пользу выборов. Потом опять же, если говорить о развитии демократии, конкуренции, публичная процедура выборов всегда лучше процедуры кулуарной, - пояснял ранее руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин.

По мнению Костина, губернаторы, обращаясь к президенту, говорят о готовности пройти процедуру всенародных выборов для того, чтобы получить поддержку программы развития региона со стороны населения. Но если сильные конкуренты будут удалены административными способами, если нет альтернативных взглядов, критики, то какая это поддержка? Это имитация. Как раз смысл выборов в том и заключается, что все спорные проблемы обсуждаются публично, с участием всех значимых политических сил. Иначе эти проблемы загоняются внутрь, а потом в течение долгого времени будут негативно влиять на политическую ситуацию в регионе, на социальное самочувствие жителей.

Однако, судя по всему, не все главы регионов в свое время так считали. Авторы Доклада отмечают: «Отдельные врио, желая, видимо, обеспечить себе максимально высокий результат, пробовали «изолировать» кандидатов той же КПРФ, пытались блокировать сбор подписей муниципалов в их поддержку. Эксперты отмечали подобное, к примеру, в Алтайском крае и Самарской области. Но, благодаря своевременному вмешательству федерального центра и ЕР, и согласию врио губернаторов признать и исправить свои ошибки в этих регионах вновь стали выполняться установки на открытость, конкурентность и легитимность электорального процесса».

Муниципальный фильтр оппозиционные кандидаты проходили как при помощи «Единой России», реализующей курс на открытость, конкурентность и легитимность выборов, заключавшей ради этого коалиционные договоренности. Так и сугубо самостоятельно, порой преодолевая административное сопротивление (Алтай, Якутия и т.д.). Из чего следует, что фильтр, вопреки утверждениям критиков, не является непроходимым препятствием, а является показателем состоятельности кандидатов.

Между тем руководители ряда регионов предпочли не использовать административный ресурс, а попытаться договориться с возможными оппонентами, близкими к ним по взглядам и подходам к решению проблем.

Особенность нынешних выборов – коалиционные договоренности. Кандидаты и политические силы договариваются между собой, чтобы избежать избыточного соперничества и одновременно открывают доступ оппозиционерам к новым властным постам и возможность улучшить позиции к новым выборам. Обычно их включают в число кандидатов на должность члена Совета Федерации и гарантируют последующее назначение. В этот раз к этому прибегли в Приморском крае и Оренбургской области.

Эксперты ФоРГО просчитали возможные сценарии завершения нынешней электоральной гонки. В Докладе фигурируют два сценария развития событий – референдумный и конкурентный.

Референдумный сценарий, когда победитель гонки уже понятен, разворачивается в 15 субъектах, в том числе, в Новосибирской области и в Алтайском крае. Избиратель на таких выборах голосует в первую очередь, за или против «готового победителя». Референдумный сценарий может быть следствием фактической безальтернативности, переформатирования выборов из конкурентных в «референдумные» в результате публичных или непубличных договоренностей и/или выбытия сильных кандидатов из-за каких-то неприемлемых нарушений.

В современных российских условиях, если кандидат уже занимает губернаторский пост или исполняет обязанности главы региона, то это обычно дает ему серьезный «бонус», поскольку он может ссылаться на свои достижения. Сказывается и поддержка со стороны президента В.В.Путина. При назначении он фактически передает ио часть своего рейтинга и политического авторитета. Рефернудмные выборы – это именно выборы. Выборы второго. В России второе место на губернаторских выборах часто представляет собой серьезную заявку на победу на региональных парламентских и думских выборах.

Конкурентный сценарий разворачивается в Красноярском крае, где высока вероятность второго тура. Нынешний врио главы Республики Алтай Александр Бердников, скорее всего одержит победу, хотя, возможно, его результаты лишь ненамного превысит 50-процентную отметку.

В Красноярском крае (в первую очередь в Красноярске) исторически силен местный патриотизм, который выливается в протест против «варягов». Он, в свою очередь, может конвертироваться в голосование за депутата Законодательного Собрания, последнего председателя Крайисполкома Валерия Сергиенко (КПРФ) и депутата Городского совета Красноярска Ивана Серебрякова («Патриоты России»), которого продвигает авторитетный местный политик и бизнесмен Анатолий Быков. Стоит также отметить, что В.Толоконский не стал менять чиновников, ответственных за внутреннюю политику в крае, доставшихся ему в наследство от Л.Кузнецова. Хотя их провалы испортили репутацию экс-губернатора и ускорили его уход. В общем, вероятность второго тура в крае довольно велика.

Сценарий выборов в Новосибирской области вряд ли изменился, если бы в бюллетень попал Иван Стариков, поскольку преимущество Владимира Городецкого над своими соперниками значительно. В лучшем случае, Стариков стал бы «вторым», что для него это было бы несомненным успехом. Поэтому, несмотря на то, что Старикову не удалось принять участие в гонке, выборы в Новосибирской области можно назвать конкурентными.

Что касается возможной явки на предстоящих выборах, то ранее Константин Костин говорил о том, что кризис участия граждан в электоральных процедурах — это проблема современных демократий. «На выборах мэра Нью-Йорка явка была 18%, а если вы посмотрите на губернаторские выборы в США за последние 2 года, то там явка в большинстве случаев была не выше 35%. Если есть определенный консенсус, а людей всё устраивает, они уверены в победе своего кандидата, то зачем тратить свободное время, приходя на избирательные участки. Но и острая конкуренция на выборах, кстати, не всегда ведет к повышению активности избирателей. Явка — многофакторное явление, и каждый конкретный случай надо рассматривать отдельно. В целом для региональных выборов явка от 30 до 40% является абсолютно нормальной. Чтобы радикально изменить ситуацию, есть другие меры. Например, в ряде стран за неучастие в голосовании граждан штрафуют. Но я не уверен, что эта идея будет пользоваться в России поддержкой».


Кремль и ГОЛОС - за честные выборы. А региональные власти?
standreychuk
Руководитель новосибирского отделения околокремлевского Фонда развития гражданского общество (ФоРГО) Константин Антонов написал крайне интересный текст о выборах в Сибири. Если убрать из него разбор конкретных ситуаций в каждом из регионов, где 14 сентября выбирают губернаторов, то доклад содержит три основных тезиса: 1) муниципальный фильтр играет позитивную роль, структурируя и укрепляя политическую систему 2) губернаторы должны перестать считать себя местными князьками, для которых «Бог высоко, а царица далеко» - способность к диалогу и поискам компромиссов становится важнейшей профессиональной компетенцией 3) сильный губернатор не должен бояться честных и открытых выборов, а слабый Кремлю не нужен.

С первым тезисом мне согласиться крайне сложно. Впрочем, это скорее риторика. Насколько можно судить, в самом ФоРГО отлично понимают, что муниципальный фильтр сегодня – чудище пострашнее Франкенштейна, иначе не стали бы уже несколько месяцев говорить, что его нужно смягчать. Каковы аргументы в его защиту? Фильтр отсекает случайных людей, способствует формированию альянсов, поднимает статус местного самоуправления. Я думаю, что с первым аргументом сильно бы поспорил Алексей Сарычев из Алтайского края, которого все же сложно назвать маргиналом и случайным человеком. Да и как посчитать, кто из потенциальных кандидатов просто не стал выдвигать свою кандидатуру, понимая реальные шансы? Если бы все было так хорошо, то не пришлось бы периодически сдерживать действующих губернаторов от желания превратить выборы в откровенный фарс. Насчет местного самоуправления аргумент тоже спорный. Мне кажется, что его статус повышают, прежде всего, реальные полномочия и финансовая обеспеченность, а не проставление подписей за кандидатов под строгим взглядом эмиссара региональной администрации. К тому же тут есть и правой аспект – когда мы выбирали своих муниципальных депутатов, то не наделяли их полномочиями по фильтрации кандидатов в губернаторы. Мы, избиратели, даже не подозревали, что у них такое право появится. Возможно, мы бы в таком случае и отнеслись к выбору поответственней. В Барнауле, например, в 2012 году на выборы в гордуму и пятой части избирателей не пришло. Все-таки, если уж вводите такой фильтр, то делайте это со следующего электорального цикла.

А вот под оставшимися двумя тезисами я готов подписаться. Нельзя ради карьерных интересов одного отдельного чиновника ставить под сомнение сам институт выборов и легитимность власти. В конечном счете, это угрожает устойчивости и развитию всей страны. «ГОЛОС» об этом говорит уже много лет, но раньше у официальных лиц это вызывало только отторжение. Я рад, что хотя бы в этот раз мы оказались в одной упряжке. Надеюсь, что избирательные комиссии, правоохранительные органы и действующие власти всех уровней тоже присоединятся к Кремлю и ГОЛОСу.

Показателем станет день голосования. Наши наблюдатели традиционно испытывают проблемы с тем, чтобы даже просто зайти на избирательные участки. При этом я понимаю, что чаще всего это просто недостаточная компетентность председателей участковых избиркомов, а не целенаправленная политика. Но в результате нарушается российское законодательство в части освещения и прозрачности выборов – важнейшей публичной процедуры. Мы в таких случаях вынуждены защищать своих наблюдателей и их права, из-за чего приходится обращаться в СМИ – другого инструмента у нас нет. В результате избиратели недополучают независимой информации, а избирком получает волну негативных публикаций в прессе. Другая проблема – позиция правоохранительных органов. Сотрудники полиции отчего-то считают, что председатели избиркомов люди непогрешимые, а часто воспринимают их чуть ли не как свое начальство. Им бывает довольно сложно объяснить, что наблюдатели, журналисты, представители кандидатов – точно такие же субъекты избирательного законодательства. Эти проблемы можно снять легко и совершенно безболезненно.


Мартин Лютер Кинг начал свою самую знаменитую речь, посвященную равноправию людей, со слов «У меня есть мечта…».  Так вот, у меня тоже есть мечта: сделать так, чтобы день голосования стал самым скучным днем в жизни наблюдателей. Давайте стремится к этому.

Честных вам выборов!

"Непобедимый губернатор" - 2
standreychuk
В обоих Алтаях завершился процесс регистрации кандидатов в губернаторы. Пройдена примерно половина дистанции и у  нас есть возможность продолжить разбор электорального мастерства двух действующих губернаторов. Напомню, что наша цель – выяснить кто из них (Карлин или Бердников) победил бы на выборах, доведись им встретиться на них друг с другом. Методику нашего разбора можно посмотреть в предыдущей публикации.

Сегодня мы разберем второй тип электорального оружия, доступного нашим гладиаторам – фильтрацию кандидатов. Поначалу я планировал говорить исключительно о муниципальном фильтре, но вовремя осознал, что это слишком узко – способы отсева могут быть разными.

Итак, приступим.

Александр Карлин. Региональные власти заранее постарались создать для себя максимально комфортные условия для переизбрания. Для этого использовался самый высокий в России в абсолютных цифрах муниципальный барьер. С первого взгляда, это оружие было использовано предельно эффективно: у некоторых из потенциальных кандидатов совершенно очевидно пропало малейшее желание даже пробовать выдвинуться. Кроме того, удалось отсеять Алексея Сарычева, причем, без особого шума. Думаю, что подавляющее большинство 14 сентября даже не будет знать, что он пытался выдвинуть свою кандидатуру. Впрочем, его шансы и без того стремились к нулю. Однако сказать, что наш боец виртуозно овладел этой техникой нельзя. Размер муниципального фильтра оказался настолько высок, что вызвал раздражение не только у относительно лояльной парламентской оппозиции, но даже в околокремлевских кругах. Три оппозиционные фракции на протяжении последнего года несколько раз поднимали вопрос о его снижении, КПРФ грозила бойкотом выборов, а провластный Фонд развития гражданского общества в своем рейтинге оштрафовал Карлина за препятствование своим соперникам на 9 позиций, опустив его на 70 место. В ходе избирательной кампании временами действительно возникало ощущение, что врио собирается допустить на выборы только подконтрольных на 146% Милюкова, Иванова и Кириллова. Но после приезда представителя ЦИК и гастролирующих московских «общественников» (и пусть меня простит общество, что я называю Брода «общественником») парламентским партиям подписями все же помогли. И все совершенно спокойно отнеслись к тому, что этот вопрос решался исполнительной властью, которая вроде бы и отношения к избирательной кампании формально не должна иметь. Ну а чего удивляться – понимаем в какой политической системе живем, давно уже все согласились.

Александр Бердников. Здесь ситуация еще более сложная для однозначного вывода. С одной стороны, муниципальный фильтр не сработал. Правительство республики делало все, чтобы на выборах было лишь три кандидата: Бердников, Ромашкин и Семенов. Для этого даже попытались собрать все подписи в трех из одиннадцати муниципальных районах. Но неожиданно «свинью» уходящему главе региона подложила Елена Унучакова, избранная в прошлом году главой Турочакского района (одного из тех самых «фильтрационных»), отдавшая свою подпись Владимиру Петрову. В результате эта подпись стала единственной из района и позволила Петрову зарегистрироваться кандидатом. Я собственными глазами на днях наблюдал тот шок, который сегодня царит в соседнем регионе: по имеющейся информации, штаб Бедникова ставил себе планку в 55% голосов, при этом Петров в расчет не принимался. А ведь электорат двух самых опытных кандидатов в республике во многом пересекается. В общем, Горному Алтаю реально светит второй тур – событие, о возможности которого мы все уже порядком подзабыли. Можно было бы сказать, что Бердников совсем не справился с анализируемым сегодня избирательным оружием, если бы не одно «но». И это «но» - снятие В. Калюжного. Здесь обошлось без муниципального фильтра, но это все же фильтрация кандидатов. Просто фильтрация эта осуществляется другими методами: Бердников обратился к незаслуженно забытой классике по снятию неугодных кандидатов и в нескольких раундах отправил Калюжного в нокаут, что, безусловно, добавляет Бердникову баллов в нашем соревновании – все-таки Калюжный сам является довольно опытным аппаратчиком.

Таким образом, ни один из кандидатов не смог доказать, что может виртуозно обращаться с таким, казалось бы, простым оружием, как «фильтрация кандидатов». Опыта выборов ни у одного из них нет, а муниципальный фильтр – это именно избирательная технология. Поэтому в данном раунде – ничья. Напомним, что в предыдущем, где исследовалось умение управлять элитами, победу одержал А. Карлин. Он и ведет в счете: 1,5 балла на 0,5.

Посмотрим, что будет дальше: у нас осталось еще два вида электорального вооружения: «информирование» избирателей и управление избиркомами.

Честных вам выборов!

Чем ответит Москва на новую просьбу горемыки из Республики Алтай?
standreychuk

Написал специально для "Хан Алтай"

С официального старта избирательной кампании по выборам главы и депутатов Республики Алтай прошло полтора месяца. До дня голосования остались те же полтора месяца. Мы сейчас находимся на «экваторе» кампании, поэтому можно подвести промежуточные итоги.

Действующие власти, безусловно, начали готовиться к выборам заранее. Еще в декабре региональные депутаты внесли существенные поправки в избирательное законодательство касательно парламентских выборов: резко увеличили число территориальных групп в партийных списках (с 7 до 20) и изменили методику распределения мандатов. Обе поправки выгодны, прежде всего, «партии большинства» и осложняют жизнь не только ее оппонентам, но и всем избирателям, так как значительно искажают пропорциональность их представительства в Госсобрании.

Кроме того, в предвыборный период началась серьезная «зачистка» состава избирательных комиссий и управленческих элит. С 8 ноября по сегодняшний день от обязанностей освобождено 18 членов территориальных избирательных комиссий в 10 районах из 11-ти. Одновременно своих постов лишился ряд ключевых сотрудников правительства республики и Горно-Алтайской городской администрации.

Вместе с предпринятыми усилиями по блокировке нежелательных кандидатов с помощью муниципального фильтра эти меры должны были обеспечить беспроблемное избрание действующего губернатора. Однако избирательная кампания сейчас идет явно не по тому сценарию, на который надеялись в штабе Александра Бердникова. Очевидно, что главе республики уже как минимум дважды пришлось обращаться за поддержкой к Москве. Сначала все карты смешало выдвижение Виктора Калюжного, снятие которого с выборов могло бы состояться только с участием влиятельных лиц в центре. Второй раз пришлось просить о помощи, когда понадобилась встреча с президентом страны для поднятия не самого впечатляющего рейтинга действующего губернатора. Можно с высокой степенью уверенности утверждать, что лимит А.Бердникова на ошибки и просьбы о помощи, адресованные федеральному центру, уже практически исчерпан, особенно учитывая, что избирательная кампания в Республике Алтай является одной из самых «грязных» в стране, в том числе по вине его штаба, что не добавляет действующему губернатору баллов.

Однако штаб А. Бердникова после этих двух непростых успехов, судя по всему, посчитал, что главные кризисы пройдены. И действительно, «подчистую» собранные в 3 из 11 муниципальных районов подписи депутатов первого уровня гарантировали спокойное отсечение Владимира Петрова, Урмата Князева и Сергея Михайлова от участия в выборах. Штаб А. Бердникова даже успел сообщить, что они уверены в прохождении фильтра тремя кандидатами: А. Бердниковым, В. Семёновым и В. Ромашкиным. Но, неожиданно, третьей проблемой для главы региона стала Елена Унучакова, избранная год назад главой Турочакского района. Именно она стала тем единственным смелым муниципалом, кто отважился отдать свою подпись В. Петрову в одном из трех «зачищенных» районов. Это позволило ему 30 июля, неожиданно для технологов кандидата от «Единой России», сдать все необходимые подписи.

В результате сейчас для А. Бердникова складывается очень непростая ситуация. В. Петров явно остается одним из двух главных конкурентов уходящего главы республики. При этом он, в отличие от В. Ромашкина, играет во многом на том же электоральном поле, что и сам А. Бердников, оттягивая у него столь необходимые голоса. Сохранение в избирательной кампании опытного В. Петрова создает реальную возможность для второго тура, который будет губителен для сегодняшней власти вне зависимости от того, кто туда выйдет.

Штабу А. Бердникова хотелось бы снять В. Петрова с выборов всеми правдами и неправдами. Без обращения с новой просьбой к Москве этого не сделать. Но бесконечные просьбы горемыки из далекой, маленькой, безденежной республики в год, когда нужно обеспечить выборы еще 31 губернатора в гораздо более важных для Москвы регионах, уже должны порядком надоесть. Поэтому просить страшно. И на честные выборы идти тоже страшно. В ближайшие дни можете запастись попкорном и понаблюдать за паникой в рядах региональных властей.

Приятного просмотра и честных Вам выборов!


«Непобедимый губернатор»
standreychuk
Выборы, как и ожидалось, у нас проходят скучно. «У нас» - это не только на Алтае, это по всей стране. Действующие губернаторы на сегодняшний день ни в одном из регионов не имеют реальной конкуренции. А зрелища все же хочется. Думаю, что не только мне. Поэтому предлагаю развлечение для любителей выборов.

По одному из кабельных каналов у меня иногда идет передача «Непобедимый воин». Идея программы довольно простая: берутся два воина, не имевших конкурентов на своей территории. Оба относятся примерно к одному историческому периоду. Однако они никогда между собой не встречались, так как географически были разнесены друг с другом. Например, это могли бы быть Чингисхан и Ричард Львиное Сердце. После этого анализируется их оружие и тактика и выясняется, кто бы вышел победителем из такой дуэли.

У нас на выборах тоже есть свои «Непобедимые воины» - губернаторы двух Алтаев: в своих регионах также не могут проиграть (даже если сами сильно этого захотят), между собой на выборах ни разу не встречались. В общем, все первоначальные условия соблюдены. Так что единственное, что нам остается - устраивать абсолютно умозрительные выборы. Впрочем, за неимением реальных и такие подойдут. Сравним же мастерство владения электоральным оружием двух "Непобедимых губернаторов" и выясним, кто из них победил бы в личной дуэли.

Думаю, ни для кого не является тайной, что в России главное средство победы на выборах - административный ресурс. Именно его мы и будем анализировать. Всего на протяжении выборов мы посмотрим четыре вида вооружения наших гладиаторов, начиная с самого дальнобойного и заканчивая «специальным» оружием (всё по методике оригинальной телепередачи). Вот эти виды:
- консолидация элит (дальнобойное оружие)
- фильтрация кандидатов (оружие для средней дистанции)
- «информирование» избирателей (оружие для малой дистанции)
- управление избиркомами (специальное оружие).

Сегодня поговорим об оружии для дальней дистанции – о консолидации элит.

Александр Карлин. После «евдокимовской вольницы», которая периодически напоминала Гуляй-поле, нынешний период выглядит как ледниковый. За время правления действующему губернатору удалось раздавить альтернативный центр силы в краевой столице, выдавить из региона Анатолия Банных и ряд других заинтересованных лиц, заодно прибрав к рукам практически всю прессу. Даже «Алтапресс», испытывающий финансовые трудности, сегодня вынужден обходить острые углы. Негативные оценки можно прочитать лишь в медиа-ресурсах обиженного клана Рыжаков, да у Валерия Савинкова. Но их совокупная аудитория не идет ни в какое сравнение с аудиторией губернаторских медиа. Островком гласности пока почему-то остается «Банкфакс», но аудитория, в общем-то, тоже специфическая – его читатели и так все отлично понимают. Местный бизнес тоже либо ходит на поклон, либо попадает в ситуацию, когда все последние силы тратит на выживание. Была небольшая надежда, что интригу выборам может придать Владимир Рыжков, но он правильно посчитал шансы по муниципальному фильтру и не стал ввязываться в эту абсурдистскую пьесу. Из выдвинувших свои кандидатуры на сегодняшний день, ни у одного нет необходимого ресурса, чтобы даже приблизиться к сияющим вершинам. Видимо, следует признать, что Александр Карлин овладел этим дальнобойным оружием в совершенстве.

Александр Бердников. У Бердникова ситуация, конечно, отличается. Консолидацией элит он начал заниматься очень поздно. Еще год назад, летом 2013 г., кандидаты от «Единой России» проиграли выборы в Турочакском и Кош-Агачском районах республики. При этом, на некоторых выборах (например, главы Турочакского района) партии пришлось выступать в качестве оппозиционной силы, т.к. региональная власть поддержала других кандидатов. В результате поста первого вице-премьера лишился Юрий Антарадонов и министр труда Геннадий Сумин. 28 апреля в отставку отправили курирующего бизнес заместителя губернатора Анатолия Тодошева, который активно критиковал правительство Александра Бердникова, причем не только в кулуарах. Сохраняется противостояние различных кланов и заинтересованных групп, которые вылилось даже в конфликты в период проведения праймериз "Единой России". Крупнейшим СМИ в регионе владеет оппозиционер Сергей Михайлов, во многом благодаря усилиям которого оппозиции удалось заложить фундамент под координацию своей деятельности: трио Михайлов – Петров – Ромашкин в течение нескольких месяцев совместно объезжало отдаленные районы, где проводило встречи с избирателями. Некоторые в республике даже начали робко поговаривать о втором туре. А там ведь чем черт не шутит!

Таким образом, следует признать, что в первом раунде счет становится 1-0 в пользу Александра Карлина. Ждем окончания регистрации кандидатов, чтобы оценить второй вид оружия – фильтрацию кандидатов.

Честных вам выборов!

Заносчивый петух
standreychuk

"Величайшая опасность рождается в момент победы" (Наполеон Бонапарт)

У Льва Толстого есть рассказ под названием "Заносчивый петух". Он совсем небольшой, поэтому приведу целиком.

"Дрались два петуха у навозной кучи. У одного петуха было силы больше, он забил другого и прогнал его от навозной кучи. Все куры сошлись вкруг петуха и стали хвалить его. Петух хотел, чтобы и на другом дворе узнали про его силу и славу. Он взлетел на сарай, забил крыльями и запел громко: «Смотрите все на меня, я петуха побил! Нет ни у одного петуха на свете такой силы». Не успел пропеть, летит орел, сбил петуха, схватил в когти и унес в свое гнездо".

Это я к тому, что надо уметь вовремя остановиться. Скажем, не рисовать "кадыровские" 80%, а постараться честно показать реальный результат. Это, конечно, может быть сложно - тут привычка нужна. Но, в конце концов, первый раз утром выйти на пробежку тоже непросто, но рано или поздно это начинает быть во благо.

Мне кажется, что федеральные власти постепенно стали пробовать заниматься зарядкой по утрам: пускай и с трудом, с многодневными перерывами и запоями по поводу новых территориальных приобретений. Видимо, понимают, что тело страны не совсем здорово. Это то, о чем на днях сказал Александр Кынев на "рыжковской" конференции, рассуждая об "окукливании" региональной власти: "Преданная, но абсолютно самодостаточная внутри сатрапия — это, в случае чего, гарантированно отделяющаяся готовое самодостаточное государство". Центр это понимает и старается как-то сдержать процесс.

Я к выборам, конечно, веду. Меня все последние месяцы несколько событий немного в тупик ставили: два Президентских гранта "ГОЛОСу" за последний год, начало долгосрочного наблюдения за выборами в обоих Алтаях со стороны Фонда Алексея Кудрина (мы ведь знаем, чьим другом является бывший министр), а на днях человек из одной из федеральных структур попросил аналитику по выборам в крае.

Цепочка выстраивалась занятная, но вишенки на торте не хватало. И вот она появилась: "ставится задача не выиграть любой ценой, а выиграть по правилам, которые уже установлены. Не умеешь выигрывать по правилам — не дискредитируй систему. И в некоторых случаях мы в прошлом видели, как это работает. Скажем, с выборами мэра в Екатеринбурге и Петрозаводске, где победили независимые кандидаты," - пишут "Известия".

Это не так сложно, особенно когда правила меняются каждый год по несколько раз. К тому же, не всегда, конечно, нужно верить газете "Известия", также как в советское время газете "Правда", Но для нас ничего и не меняется: мы-то за своими петухами присматривать все равно будем. А какие взгляды на наш Скотный двор у орлов, тем более двуглавых, - им одним ведомо.


Если страшно - замени избиркомы
standreychuk
«Три года колонии получил сантехник-экстремист Петрович за выкрики: «Система прогнила! Менять надо всю систему!»  Помните этот старый советский анекдот? Штаб губернатора Бердникова точно помнит. По крайней мере, точно следует этой заповеди работников физического труда.

Давайте взглянем на систему избирательных комиссий в Республике Алтай. Начнем с верхов. Состав нынешней республиканской комиссии (ИК РА), сформированной в 2011 г.  – 14 человек. К сожалению, на сайте ИК РА не удалось обнаружить списка членов предыдущего состава. Поэтому пришлось определять по архивным протоколам заседаний (возможно, что по этой причине какие-то данные могут быть не до конца точными, но в целом диагноз будет ясен). При сравнении нынешнего состава ИК с составом, сформированным в 2006 г., обнаружилось, что состав комиссии был почти полностью изменен: из 14 членов в прежний состав входило лишь 3. Недавно был также заменен представитель ЛДПР. При этом председатель - Каранина Ирина Александровна – до этого работала руководителем единого аппарата главы Республики Алтай и Правительства республики, т.е. находилась в прямом подчинении господина Бердникова. Кроме нее в 2011 г. в состав республиканского избиркома была назначена еще и ее бывшая подчиненная по работе в аппарате главы республики – Арбатская Наталья Вячеславовна, предложенная региональным отделением общественной организации «Совет общественных наблюдательных комиссий». Биографии других членов комиссии устанавливать сложно, поскольку на сайте комиссии их нет, как и данных о предыдущем составе.

Зато есть копии постановлений избиркома, при изучении которых открывается удивительная картина. В Республике Алтай есть 11 территориальных избирательных комиссий. С ноября изменения в составе произошли в 8 из них. Всего в отставку ушли 13 человек (2 умерли, остальные  - «в соответствии с подпунктом «а» пункта 6, пунктом 11 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», т.е. по собственному заявлению). Причем в Чойской ТИК бывший председатель остался зампредом. Изменения произошли в следующих ТИК: Горно-Алтайская, Кош-Агачская, Онгудайская, Турочакская, Усть-Коксинская, Чемальская, Чойская, Шебалинская.

Таким образом, в 3 ТИК за последние полгода сменились председатели ТИК (Горно-Алтайская, Кош-Агачская, Чойская), а в двух из этих 3 комиссий состав был изменен кардинально: в Горно-Алтайской комиссии, состоящей из 9 человек произошли 3 замены, а в Чойской – 4.

Давайте повнимательнее взглянем на эти территории. На президентских выборах 2012 г. 3 эти ТИК дали почти 40% общереспубликанской явки. Особенно важной в этом плане является Горно-Алтайская ТИК, которая дает практически четверть всех голосующих в регионе. При этом на выборах Президента РФ в 2012 именно Горно-Алтайская и Чойская ТИКи показали одни из худших результатов В. Путина в Республике Алтай (ниже среднереспубликанских). На выборах главы Кош-Агачского района 8 сентября 2013 г. победил кандидат от СР Джаткамбаев Ауельхан Жазитович, а кандидат от ЕР, исполняющий обязанности главы Кош-Агачского района Виктор Безрученков, набрал чуть более 1% голосов. А на выборах главы Горно-Алтайска в марте 2012 г. кандидат от ЕР с большим трудом одержал победу в 1 туре. Тогда ему противостоял нынешний кандидат в губернаторы от КПРФ В. Ромашкин, набравший в Г.-Алтайске почти 37,5%.

Можно, конечно, предположить, что просто «караул устал», но все это больше похоже на попытку взять комиссии под контроль и провести в последний момент окончательную консолидацию в республике, которая началась несколько раньше. Напомню, что осенью 2013 г. в отставку был отправлен Юрий Антородонов, которого и обвиняли в низких результатах «Единой России» на прошедших летом того же года муниципальных выборах. А вообще с прошлого лета отправлены в отставку сразу несколько министров республиканского правительства и их замов. Последним стал Анатолий Тодошев, которого многие связывают именно с Антарадоновым. Обращает на себя внимание также, что в середине мая практически синхронно покинули свои должности несколько сотрудников мэрии Горно-Алтайска: недавно назначенный на испытательный срок управляющим делами администрации Горно-Алтайска Сергей Щетинин и Сергей Денчик, возглавлявший пресс-службу

Желание взять все под контроль перед выборами понятно, но штаб Бердникова сегодня ведет себя как слон в посудной лавке и вредит своему кандидату, ведь не начни они собирать по 100% подписей муниципальных кандидатов, оставляя за собой лишь выжженное поле, не получили бы В. Калюжного в соперники, а имели бы дело с гораздо менее заметной и ресурсообеспеченной М. Дёминой. А если бы раньше внимательнее отнеслись к В. Кыдатову, то он сегодня продолжал бы спонсировать «Единую Россию», а не КПРФ.

Думаю, что и история с избиркомами даром не пройдет, тем более, что республика с каждым днем приковывает к себе все большее внимание, в том числе и на федеральном уровне.

Нереальная политика
standreychuk

В связи с тем, что "лучшие люди нашего города" вчера на Банкфаксе активно обсуждали внесение "ГОЛОСа" в список иностранных агентов, наверное, стоит и мне высказаться.

Что значит это решение? Фактически ничего. Все сразу понимали, что закон об иностранных агентах изначально принимался под "ГОЛОС". Поэтому было странно, что не признали в тот же день.

Каковы были основания для навешивания этого ярлыка? Тут есть два критерия, обоим из которых организация должна обязательно соответствовать: иностранное финансирование и политическая деятельность. Политической деятельностью, по мнению власти, является разработка проекта Избирательного кодекса. То есть любое обсуждение гражданами вариантов улучшения законодательство теперь априорно должно считаться участием в политике. Второй момент - иностранное финансирование. В случае "ГОЛОСа" за него посчитали премию Сахарова, от финансовой составляющей которой "ГОЛОС" отказался. После этого и до настоящего времени иностранного финансирования вообще не было.

Таким образом, мы сегодня имеем нереальное иностранное финансирование, нереальную политическую деятельность, нереальный парламент, избранный на нереальных выборах и принявший закон о мифических иностранных агентах, и нереальное правосудие. А в целом - нереальное государство с такой же политикой. И это уже является реальной угрозой, потому что пока симулакры плодят виртуальные миры, живая страна с живыми людьми катится в тартарары, спуская деньги на шоу типа Олимпиады, но не замечая наводнений.

Давайте все же обсудим то, что есть на самом деле и что ГОЛОС будет делать дальше. Сегодня у нас в Алтайском крае есть большое количество активных граждан разных возрастов и социальных статусов, которые работают наблюдателями от ГОЛОСа на выборах совершенно бесплатно (по крайней мере, начиная с 2012 года это точно так). Более того, многие из них сами готовы жертвовать свои средства, за что им большое спасибо. Финансирование организационной работы, деятельности наших интернет-сервисов, которыми может пользоваться любой гражданин, изготовление методических и учебных материалов осуществляется за счет гранта Президента России. Правда, кремлевскими агентами мы себя тоже признавать не собираемся, потому что принципам своей работы мы не изменяем - мы боремся за то, чтобы у каждого жителя России действительно был голос. Мы - агента россиян.

14 сентября десятки наших наблюдателей выйдут на участки в Алтайском крае. Два года назад мы не верили, что возможно и такое количество волонтеров. Сегодня я убежден, что пройдет еще пару лет и на выборах в Госдуму в 2016 мы закроем больше половины участков в регионе.

А пока познакомьтесь с нашими сервисами и записывайтесь в наблюдатели:

Тел.: 8-903-995-1798; (3852) 36-38-90
Официальный сайт - http://www.golosinfo.org/
Карта нарушений - http://www.kartanarusheniy.org/
СМС-ЦИК - http://www.sms-cik.org/